Подборка книг о поэтическом искусстве
◐ Аверинцев С. С. — «Поэты»
Авторский сборник Аверинцева – «опыты о старых и новых поэтах»: статьи о поэзии Вергилия, Ефрема Сирина, Григора Нарекаци, Державина, Жуковского, В. Иванова, Мандельштама, Брентано, Честертона, Гессе. Михаил Гаспаров назвал эту книгу «десятью замечательными признаниями в любви к ним поэтам от Вергилия до Честертона». Сам подбор поэтов – античная и средневековая поэзия, западная и русская поэзия – выдает позицию Аверинцева как «средиземноморского почвенника». Советский режим хотел оборвать классическую и христианскую традиции, уничтожить подлинную культуру, в том числе и поэзию. Аверинцев был одним из тех, кто сохранил их. «Поэты» – памятник этого хранения традиции, бережного касания, возвращения к ней – а это всегда возрождение. Сам Аверинцев пишет об этом: «И так часто приходилось ощущать себя в затаившемся и страстном сговоре – и с автором, о котором, и с читателем, для которого я писал. В заговоре против законов вероятия, означаемых советом: «Не пытайся – у нас это не пройдет». Героизма тут, конечно, нет; но фрондерством называть мое поведение я тоже не соглашусь. Это просто биологически нормальное поведение. Поведение живого в отличие от неживого. И, конечно, «тоска по мировой культуре». Раззадоривающее чувство насильственной отторгнутости, которую необходимо преодолеть. ... «Сокровища мировой культуры» – за вычетом того, что чужие люди отобрали нам в паек, да еще изжевали своими зубами, – были для нас воистину сокровищами в самом что ни на есть буквальном, этимологическом смысле слова: тем, что от нас сокрыли, спрятали, намеренно утаили. Кладом, который надо раскапывать без посторонней помощи, голыми руками, не жалея крови из-под ногтей. Да еще не забывая хорониться от лихого человека». Во введении к «Поэтам» Аверинцев так характеризует свой сборник: «Опыты о старых и новых поэтах, составляющие эту книгу, написаны в разное время и в жанровом отношении не вполне однородны. Если я счел возможным соединить их вместе, то меня побудила к тому присущая им общая черта – установка на портретность. Порой это портретность в буквальном смысле. В других случаях портретность запрятана чуть поглубже .... Каждая «картинка», на манер мозаики выкладываемая мною из слов, – только подступ к предмету, только догадка, стоящая под вопросом; и я стараюсь никогда не забывать о том, что любое поползновение употреблять метафоры, сравнения и эпитеты в функции доказательных аргументов погрешает против элементарной умственной честности .... Моей целью было – ввести мою субъективность в процесс познания, но с тем, чтобы она в этом процессе «умерла». Не мне судить о том, когда мне это хотя бы отчасти удавалось, а когда решительно не удавалось. В одном я уверен: поэты, о которых я писал, не были для меня предлогом сказать нечто «по поводу». Они были для меня ими самими, то есть чем-то несравнимо более интересным, нежели все, что я имею о них сказать».
◐ Ольга Седакова — «Похвала поэзии»
Маленькая книга — полное и более точное название которой звучит так: «Заметки и воспоминания о разных стихотворениях, а также похвала поэзии» — была написана Ольгой Седаковой в заокской деревне Азаровке в 1982 году и изначально не предназна¬чалась для публикации. Это ранняя проза Седаковой — личная, лирическая, вырастающая из воспоминаний о дет¬стве, о дословесном опыте и первых встречах реальности с языком. И вместе с тем это глубокое теоретическое эссе, и содержание его не укладывается в какие-либо психоаналитические интерпретации.
В тексте показаны оба сущностных измерения поэзии — рациональное и иррациональное. Определен сам феномен поэзии, поэтического языка и особенного поэтического статус-кво. Поэт — это и герой, и абсолютно свободный субъект (свободный до такой степени, что может отрешиться от себя самого). «Минимальный талант поэта состоит в памяти»: в удержании в одном сознании видений, звуков, смыслов прошлого и настоящего, а также в особой памяти человека, не полностью присутствую¬щего в мире, улавливающего нечто за пределами видимого, — памяти, близкой предвидению.
В другом великолепном тексте о предмете и сущности поэтического слова — «Грамматике поэзии» — Владимир Бибихин писал: «Ольга Седакова не вписывается ни в одну из форм нынешней жизни, как ни в одну из форм прошлой тоже не вписывалась, ни учрежденческую, ни общественную, ни маргинальную. Она у всех, у писателей в том числе, на виду и неприметна; ее все читали и никто не прочел; ее все знают, и никто не знает ей цену. Удивительное присутствие!» В «Похвале поэзии» Ольга Седакова присутствует и как маленькая девочка, которая читает чужие письма, и как близкая собеседница — свободно цитирующая, ссылающаяся на вещи, как предпола¬гается, слушателю хорошо известные, не переводящая цитат с итальянского, французского, латыни.
Эссе впервые вышло отдельным изданием и идеально подойдет для ношения под сердцем — в нагрудном кармане пиджака.
◐ М. Л. Гаспаров —
«Очерк истории европейского стиха»
Книга представляет собой обзор истории систем стихосложения и основных стихотворных размеров во всех европейских литературах от общеиндоевропейских времен до наших дней. Приводятся многочисленные стихотворные примеры, сопровождаемые эквиритлическими русскими переводами. Дана подробная библиография.
«Очерк истории русского стиха»
Книга представляет собой первую в научной литературе работу, прослеживающую развитие русского стихосложения от древнейших времен до наших дней. Шесть разделов книги посвящены шести периодам этой истории:
1. Предыстория
2. Время Ломоносова и Державина
3. Время Жуковского и Пушкина
4. Время Некрасова и Фета
5. Время Блока и Маяковского
6. Советское время.
Дополнение «Русский стих как зеркало постсоветской эпохи» можно считать седьмым разделом. В каждом разделе выделены основные аспекты строения стиха: «Метрика», «Ритмика», «Рифма» и «Строфика». Работа охватывает и систематизирует огромное количество фактов, в значительной части выявляемых и вводимых в научный оборот впервые. В приложении, приводятся необходимые статистические данные.
◐ Лотман Ю. М. — «О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста»
В книге впервые собраны все работы Ю. М. Лотмана, посвященные русской поэзии и творчеству поэтов XVIII—XX столетий. Том состоит из трех разделов: первый — монография «Анализ поэтического текста», ставшая настольной книгой молодых филологов; второй — статьи и исследования историко-литературного характера, дающие панораму поэзии от М. Ломоносова до И. Бродского; третий — рецензии, заметки, тезисы докладов. Раздел «Приложение» составили фрагменты «Книги для учителя».
Вступительная статья крупнейшего филолога М. Л. Гаспарова рассказывает о вкладе Ю. М. Лотмана в теорию стиха.
Книга адресована специалистам-филологам, педагогам и учащимся вузов и школ, а также всем интересующимся поэзией.
◐ Казарин Ю. В. — «Поэзия и литература: книга о поэзии» монография
Ю. В. Казарин — поэт, доктор филологических наук, профессор, известный исследователь поэзии, поэтического и текста и языка. Его новая книга посвящена интуитивно-научному поиску и попытке определения невыразимого, ускользающего, но ощущаемого объекта филологии, поэтологии и поэзиеведения — поэзии. Автор рассматривает поэзию как загадочную, но спорадически очевидную субстанцию, сущность, как «третье вещество», осуществляющее связь и гармонию физического и метафизического вещества. Особое внимание обращается на разграничение двух явлений, функционирующих в изящной словесности: «поэзии поэзии» (Н. Гоголь) и «поэзии
литературной», т. е. поэзии высокой, абсолютной и стихотворчества.
Книга написана своеобразным, но простым, ярким, эмоциональным и выразительно-оценочным языком. Она дважды исповедальна: это исповедь одновременно и поэта, и ученого. Адресована всем, кто живет поэзией.
◐ Фатеева Н. А. — «Синтез целого. На пути к новой поэтике»
В книге определяются пути развития лингвистической поэтики на рубеже XX–XXI веков. При этом основной установкой является заглавная идея «синтеза целого», отражающая не только принцип существования художественных текстов и целых индивидуально-авторских систем, но и ведущий исследовательский принцип, которому следует сам автор книги. В монографии собраны тексты, написанные в течение 20 лет, и по их последовательности можно судить о развитии научных интересов ее автора. С лингвистической точки зрения рассматриваются проблемы озаглавливания прозаических и стихотворных произведений, изучается феномен «прозы поэта», анализируется эволюция авангардной поэтики с начала XX века до рубежа XX–XXI веков. Для анализа привлекаются художественные произведения А. Пушкина, Ф. Достоевского, В. Набокова, Б. Пастернака, М. Цветаевой, Д. Хармса, Л. Аронзона, Е. Мнацакановой, Г. Айги и многих других поэтов и писателей XIX–XXI веков.Книга имеет междисциплинарный характер. Она предназначена для лингвистов, литературоведов и специалистов широкого гуманитарного профиля.
◐ Богомолов Н. — «От Пушкина до Кибирова. Статьи о русской литературе, преимущественно о поэзии»
В книге собраны работы различных лет известного отечественного
литературоведа Н.А. Богомолова, посвященные русской словесности
XIX—XX веков. Особое внимание автор уделяет эпохе модернизма (творчество А. Белого, В. Брюсова, Б. Пастернака, а также русской поэзии второй половины минувшего столетия (творчество А. Галича, В. Высоцкого, И. Бродского, Т. Кибирова и др.). Часть статей публикуется впервые.